Сегодня, в День памяти Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа в Харьковском гериатрическом пансионате ветеранов труда была совершена Божественная Литургия, за которой верующии причастились Святых Христовых Таин и помолились на молебне со чтением акафиста Успению Божией Матери.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа
нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во
времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он
был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых
Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не
видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо
с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину
своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного
Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного
народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей,
слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и
попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак
не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для
Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал
прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко
спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст,
полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его
Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С
благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая
часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода
обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей
(память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего
Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова
"Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его
и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили
благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили
через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в
идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел
в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя
ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской
и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда
в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города
казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и
повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от
неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним
горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же
изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по
стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели
арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о
котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император
Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю
столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими
почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал
Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь.
16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.
По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в
Едессе, царя Авгаря - 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал
святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного
Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в
392 году, но он имел в виду образ Матери Божией - 9 августа; 3) при
императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая
Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии - 16 августа.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое
в попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте".
Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви
выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из
наиболее распространенных.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа
нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во
времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он
был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых
Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не
видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо
с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину
своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного
Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного
народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей,
слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и
попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак
не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для
Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал
прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко
спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст,
полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его
Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С
благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая
часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода
обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей
(память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего
Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова
"Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его
и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили
благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили
через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в
идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел
в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя
ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской
и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда
в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города
казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и
повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от
неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним
горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же
изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по
стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели
арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о
котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император
Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю
столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими
почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал
Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь.16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.
По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в
Едессе, царя Авгаря - 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал
святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного
Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в
392 году, но он имел в виду образ Матери Божией - 9 августа; 3) при
императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая
Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии - 16 августа.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое
в попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте".
Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви
выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из
наиболее распространенных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий