Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Православной Церкви.
В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом
празднике известны с VI века, когда, по свидетельству
поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император
Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для
западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. — сакраментарий
папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем
существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в
IV веке существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из
них — Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были
положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Как указывает
архиепископ Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока»,
согласно Стишному прологу (древнему месяцеслову в стихах) Успение
праздновалось во Влахернах 15 августа и свидетельство Никифора следует
понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более
торжественным. Начиная с VIII века мы имеем многочисленные свидетельства
о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до
настоящего времени.
Типикон (устав) Великой церкви (т.е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А. Дмитриевским
и Х. Матеосом) IX-XI веков содержит подробное описание устава службы
празднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от
мартирия святой Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается
Божественная литургия. На вечерне положены три паримии (ветхозаветных
чтения), как на Рождество Богородицы (те же, что и ныне), тропарь 1
гласа «В рождестве девство сохранила еси» (этот тропарь доныне поется в
Православной Церкви на праздник Успения), ектения просительная, чтение и
паннихис (особая служба вечером накануне праздников). На Литургии — те
же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие.
Рассмотренный Устав Великой церкви назначает для
празднования лишь один день. Древнейший же монастырский
послеиконоборческий устав — Студийский Ипотипосис IX века — полагает
также попразднство для праздника Успения (наряду с Преображением,
Воздвижением, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и
Сретением). Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (XII
века, отражает практику XI века) имеет уже предпразднство и нынешней
продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаются
меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшней практикой. Разница с
нынешним монашеской паннихис; количества и распорядка кафизм; способа
пения канона; состава Литургии оглашенных до Евангелия. Согласно
Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до конца
XIV века, отдание праздника совершается 18 августа, т.е. на третий день.
В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и
на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со
временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в
афонском Типиконе преподобного Георгия Мтацминдели (Святогорца) XI
века на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов
«Хвалите имя Господне...» (Пс. 135), «Помяни, Господи, Давида...» (Пс.
131) и «Хвалите Господа с небес...» (Пс. 148). Тропарь праздника,
согласно этому Типипкону, — «Блажим Тя вси роди» (ныне это ипакои
праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой
церкви).
Чин Погребения Пресвятой Богородицы
В Гефсимании (священном месте, где произошло событие
Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне
Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. Описание
празднеств приводятся по статьям А. А. Дмитриевского «Празднества в
Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике
Успения Матери Божией во Святой Земле» // ЖМП, 1979, №3.
14 августа утром около 9–10 часа совершается сама служба
Погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами —
похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом.
(Согласно описанию А.А. Дмитриевского, во времена османского владычества
к богослужению в Гефсиманию прибывали войска турецкого гарнизона,
которые, располагаясь шпалерами по пути от Иерусалима, встречали
прибывающего Патриарха военным маршем.) По каждении Патриархом одра с
плащаницей Богоматери в Пещере погребения, после обычного начала службы
(Трисвятое по Отче наш), одр с плащаницей выносится на середину храма
под паникадило. За одром становится Патриарх, а по бокам от него и
вплоть до царских дверей — архиереи, архимандриты и иеромонахи.
Патриарх входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать
каждение всего храма, которое и совершается при пении первой статии
погребальных похвал: «Жизнь во гробе полагается». Статия, как и в
Великую Субботу, заключается ектенией с возгласом Патриарха. На второй
статие «Достойно есть величати Тя» Предстоятель Церкви Святого
Града кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший
архиерей. На третьей статие: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят,
Дево», кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу,
переходит в пение парафразированных воскресных тропарей «Ангельский
собор». После ектении — ексапостиларий праздника («Апостоли от конец
земли»), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время протяжного
пения Трисвятого иереи выносят одр с плащаницей на верхнюю площадку
базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих
священнослужителей и за святогробское братство. Одр относится опять на
середину храма при пении ексапостилария и стихиры «С громом на облацех
Спас посылает апостолы к Рождшей». Затем Патриарх творит отпуст.
Богослужение в самый день Успения ничем не отличается от
обычного праздничного. Вечерня накануне праздника совершается отдельно,
без утрени, но в конце происходит благословение хлебов, раздаваемых
затем народу. В попразднство Успения ежедневно принято лобызать
упомянутую плащаницу. На отдание праздника по окончании Литургии
плащаница относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима с таким
же крестным ходом, с каким была принесена.
На Руси чин Погребения получил большое распространение
уже в XVI веке и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с
праздничной службой в Киево-Печерской лавре и в костромском
Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава
по 6-й песне канона: «аще изволит настоятель», совершается на средине
храма собором со свечами у всех «надгробное пение» — такое, как в
Киевской лавре, без ектений; «аще храм (Успения), подобает неотложно
быти надгробному пению». В редакции действующего ныне в Русской Церкви
Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет.
При святителе Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту
Троице-Сергиевой лавры был установлен, помимо Успения, также праздник
Воскресения и Вознесения Божией Матери — 17 августа. Накануне 17-го
совершалось Иерусалимское последование, а 17-го, после Литургии,
крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.
В 1845 году перевод Иерусалимского последования
Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлен М.С.
Холмогоровым для Гефсиманского скита с текста, присланного митрополитом
Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был
пересмотрен и исправлен святителем Филаретом Московским, стремившимся к
большей ясности текста. В 1872 году Иерусалимский чин празднования
Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упомянутым выше
названием «Похвалы, или священное последование на святое Преставление
Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в
седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в
Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 году вышло 2-е
издание. Ныне чин печатается в составе Приложения к августовскому тому
Минеи.
В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией
Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо
накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что
соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном
бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно
вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и
символически — как третий день после Успения, и исторически — такова
была практика в Гефсиманском скиту).


Комментариев нет:
Отправить комментарий