Великое достояние трёх величайших праздников богослужебного года —
службы Великих (иначе — Царских) часов. Совершаются они, как известно, в
Великую Пятницу Страстей Господних, под Рождество Христово и в канун
Святого Богоявления. Скорбные дни эти, дни Божественного уничижения —
кеносиса, сопровождаемые строжайшим постом, обращены не столько к
покаянному переживанию священновоспоминаемых событий, сколько к
действительному приобщению верных Господу — в богослужебно — и потому
реально — осуществляющейся встрече неба и земли, вечности и времени.
Такого рода приобщение в принципе заложено как в самой идее праздника
духовного (“Седьмой день — Господу Богу твоему”), так и в смысле
евхаристическом, ибо что, как не участие в Таинстве таинств —
причащении, — являет нам праздник в возможной полноте? Мы же говорим ещё
и об особой атмосфере великих дней, когда явственно блекнет, почти
исчезает временное, уступая место вечному, однажды совершившемуся. Такие
богослужения ожидаются целый год, мы стараемся приуготовиться к ним,
чтобы слухом посильного смирения вновь услышать некогда слышанное, а
если даст Господь, то и неуслышанное раньше. Как же бывает горько
наблюдать, что именно эти преисполненные великих смыслов службы или
скудны на молящихся, или — того хуже — и вовсе опускаются.
Если три богослужения Царских часов рассмотреть вместе, то заметим прежде всего определённую иерархию праздников, следующих за днями совершения этих служб. Она налицо: Пасха — Рождество — Крещение. Скорбь земли предваряющих дней растворяется радостью неба дней праздничных. Чем полнее радость праздника, тем глубже скорбь того великого дня, когда мы совершаем Царские часы. В центре боли земной в Великую Пятницу — Сам Господь. Накануне же Рождества богослужение свидетельствует нам о Деве Рождающей, Которой “места ни единаго бе обиталищу”…
Накануне же явления Иоанну Бога на реке Иордан открывается Предтече и Крестителю великая бездна человеческого греха, призывающая, по псалмопевцу, бездну Троичного человеколюбия… Так составляется мысленный малый деисус Царских часов: в центре — Господь Иисус, а предстоящие — Матерь Божия и Креститель Иоанн…
О Часах Великой Пятницы Постная Триодь свидетельствует как о творении святителя Кирилла Александрийского. Чему и не удивляемся, ибо такую высоту восприятия священных текстов Писания мог явить лишь истинно великий столп Церкви и, что характерно, представитель именно Александрийской школы богословия, видящий за буквальным тáинственное, за обычным и знакомым сокровенное и возвышенное. И по образу этой, центральной из трёх рассматриваемых служб, остальные две деисусно склоняются к ней и в свою меру раскрывают нам дивную тайну преклонения небес — Божественного снисхождения.



Комментариев нет:
Отправить комментарий