Что там — за порогом смерти? Верит ли человечество в воскресение
умерших или не верит, как это было во времена земной жизни Спасителя, в
глубине души своей оно не может не задаваться этим мучительным вопросом.
Мы же, христиане, призваны видеть в смерти торжество жизни. И святая
Церковь еще здесь, на земле, благодатью Христовой дает нам узнать, что
жизнь будущего века совершенно отличается от нынешнего. «В ней не
женятся, не умирают и не могут умереть, — говорит Христос. — Там люди
будут во всем подобны ангелам, сынам Божиим». Сам Бог, явившись Моисею в
огненной купине, называет Себя Богом Авраама, Богом Исаака, Богом
Иакова. Богом не мертвых, но Богом живых. «Ибо у Бога все живы», —
говорит Христос.
Почему поминальная суббота названа Дмитриевской
Димитриевская
родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св.
великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена
после битвы на Куликовом поле. Первоначально, по установлению великим
князем Димитрием Иоанновичем Донским, поминовение совершалось по всем
воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала
днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.Куликовская битва, благословение
В
сентябре 1380 года совершилась великая Куликовская битва. Русских
ратников, по подсчетам историков, насчитывалось 100-150 тысяч. У Мамая
воинов было едва ли не вдвое больше.В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что получить благословение на битву великий князь Дмитрий Иоаннович приезжал к преподобному Сергию Радонежскому. Никоновская летопись сохранила потомству описание посещения преподобного Сергия великим князем Дмитрием Иоанновичем:
«Великий князь прибыл в монастырь месяца августа в восемнадцатый день, на память святых мучеников Флора и Лавра. Он собирался тотчас вернуться, ибо торопили его многочисленные вестники, сообщая о нашествии Мамая. Но преподобный игумен Сергий упросил его вкусить с ним хлеба за трапезой. «Пусть Господь Бог и Пречистая Богородица помогут тебе! — сказал он. — Не пришло еще время тебе с вечным сном надеть венец смертный, но бесчисленному множеству готовятся венцы с вечной памятью». И он велел принести освященную воду, и по окончании трапезы благословил крестом великого князя, и окропил его святой водой, и сказал ему: «Почти дарами и почестями нечестивого Мамая. Пусть Господь, увидев твое смирение, вознесет тебя, а его неукротимую гордость и ярость низвергнет». Тот же сказал: «Я всё это сделал для него, отче, но он ещё больше возгордился». А преподобный сказал ему: «Если это так, ждёт его непременная гибель и забвение. Тебе же от Господа Бога, и Пречистой Его Богоматери, и всех святых Его — помощь, милость и слава»»
Пo просьбе великого князя игумен отправил на поле сражения двух
троицких монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно
посхимив. И сказал им: «Мир вам, мои возлюбленные о Христе братья,
Пересвет и Ослябя! Потрудитесь как доблестные Христовы воины, ибо
назначенное вам время пришло». Он благословил крестом и окропил святой
водой великого князя, двух иноков, Пересвета и Ослябю, и всех князей,
бояр и воевод. И произнёс, обращаясь к Димитрию Иоанновичу: «Иди,
господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов». А
затем, понизив голос, сказал тихо великому князю: «Победиши враги твоя».
Под
Коломной на Девичьем поле великокняжеское войско соединилось с
остальными полками, которые уже собрались здесь для похода. Тогда же из
собора Коломны они взяли с собой – как священное духовное знамя – икону
Пресвятой Богородицы «Умиление», получившую после Куликовской битвы
наименование «Донская».Впервые Русь выставляла такое количество ратников. Летописец отметил: «От начала бо такова сила не бывала князей Русских, яко же в се время» Главную силу русского войска составляли «черные», т.е. простые люди: «сыны крестьянские от мала до велика» и «молодые люди» — ремесленники.
30 августа войско переправилось через Оку. Узнав о движении русских полков, литовский князь Ягайло не решился выдвинуться на помощь Мамаю, хотя и обещался. Он так и не принял участие в битве.
За Доном стояли несметные татарские полчища.
Увидев их, русские испытали невольный страх. «…Князь же великий стал
совещаться с братом своим и… литовскими князьями: «Здесь ли и дальше
останемся или Дон перейдем?» И тут, когда князь нуждался в поддержке,
прибыл к нему запыхавшийся любимый скороход преподобного Сергия — инок
Нектарий — с благословенною грамотою от игумена. Писал старец: «Без
всякого сомнения, государь, иди против них, и, не предаваясь страху,
твёрдо надейся, что поможет тебе Господь».В ночь с 7 на 8 сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы, великий князь Димитрий Иоаннович переправился через Дон у впадения в него реки Непрядвы и поставил полки на Куликовом поле.
Установление поминовения павших воинов
В благодарение Богу за дарованную великую победу, великий князь, прозванный в народе Донским, решает учредить Дубенский монастырь, находившийся в 40 верстах от Троицкого монастыря, на реке Дубенке, и богомудрый Сергий дает ему инока Савву для сооружения храма во имя Успения Божией Матери.
С тех пор на Руси было установлено
совершать в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Димитрия
Солунского, что празднуется 26 октября (8 ноября), особое ежегодное
поминовение павших на Куликовом поле — в так называемую Димитриевскую
субботу. Она и поныне остается днем поминовения всех воинов, «положивших
душу за други своя», за Россию.Благодарный народ неизменно почитал и память великого князя Димитрия. В 1988 г. князя причислили к лику святых.
Впоследствии
православные христиане стали в этот день творить память не только
православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на брани отдавших,
но вместе с ними и всех, вообще, всех усопших братий своих. В этот день,
как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в
субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане
молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но
Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после
Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал
за Православие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий