вторник, 14 августа 2018 г.

Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. 
Семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара.
Сегодня Святая Церковь начинает Успенский пост, и, можно сказать, сразу старается укрепить духовные силы верующего человека. Она износит в центр храма Животворящий Крест Господень и этим одновременно напоминает о смысле жизни всякого верующего человека.
Когда в разгаре лето, отпуск, и мы наслаждаемся теми плодами земными, которые подаёт нам милостивый Господь через произрастание земли, каждый из нас легко забывает о своём предназначении. Через это приобщение к наслаждению плодов земных и других благ: тепла, солнца, лета, — несложно выйти из-под своего духовного контроля, погрузиться в суету, начать жить страстными движениями своей плоти. Успенский пост – это духовное упражнение, духовное занятие для всякого верующего человека. Для чего? Для того чтобы ослабить действие плоти, сделать так, чтобы действие проснувшейся души стало подчиняться именно духу, а не плотским началам.
Именно в этом видели смысл все святые, и, в первую очередь, Божия Матерь. Предание утверждает, что Она постилась и перед кончиной Своей. И отчасти Успенский пост устанавливается в напоминание нам о том, что, если даже Пречистая исполнила это важное духовное делание перед Своею смертью, хотя, конечно, никто, как Она, не был освобожден от уз вечной смерти, так вот, если даже Она страшилась смерти Своей и об этом признавалась святым апостолам, и совершала пост, то, конечно, и каждый из нас должен понимать, что рано или поздно наступит этот момент перехода в вечность, и будем ли мы готовы? Найдём ли в себе силы и не разжалобимся ли над собой, для того чтобы отвергнуть всё и вся, сказав, что мы больны, что мы немощны, и отказаться от этого важного аскетического упражнения?
В сегодняшний день Святая Церковь, напоминая нам об этом и призывая нас проснуться, встать на ноги в духовном смысле слова, начать опять смотреть на небо, начинает это важное делание — Успенский пост, износя Честной и Животворящий Крест.
Сегодня мы также освещаем мёд. На первый взгляд, — никакой связи или, может быть, даже имеется противоположная, обратная связь, антагонизм: с одной стороны, Крест, с другой стороны, мёд, сладость жизни, символ, можно сказать, райского блаженства на земле для человека. Но в Церкви ничего не бывает случайно, и здесь глубиннейший смысл для верующего человека.
В молитве на освящение мёда мы читали, что, подобно тому, как однажды Господь из камня отверз воду для иудеев, или подобно тому, как воды Меривы, которые были горьки, стали сладкими, когда Моисей положил в них часть древа, точно так же и Святая Церковь свидетельствует нам о том, что сладость, истинную сладость жизни верующий человек может получить только через Крест Господень.
Да, Крест подобен камню: подходит к Нему человек, и ему кажется, что Крест безжизнен, как из Него может потечь вода благодати? Точно так же приходит человек работать Господу, и всё то, что Христос предлагает человеку, кажется ему мёртвым неподъёмным камнем. Подчас бывает, что человек немного «попрыгает» вокруг этого камня, поисполняет заповеди, разгорячив кровь, но ничего не даётся и ничего не происходит. И часто человек начинает искать утешения во всём том, что уже является не непосредственно Таинствами благодати, а окружением этих Таинств: обряды, общение, религиозно-политические интересы. Но самого главного не происходит, и страшно, если не произойдет!
Подобно тому, как из камня потекла вода, точно так же и из Православия человек должен начать черпать токи Блаженной Вечности, и они должны быть для него именно водой, текущей в Жизнь Вечную (Ин. 4, 14): водой мощной, водой чистой, водой освежающей. И образом всего этого является мёд. Человек начинает вкушать сладость от жизни в Боге, от исполнения заповедей Христовых — истинную сладость, не ту, которая часто утешает его тщеславие или самолюбие. Нет! Когда человек перестает сомневаться, что благ Господь, что блаженная, сладкая, предельно сладкая вечность существует, — вот тогда, можно сказать, и начинается наше христианство.
В сегодняшний день Святая Церковь, приведя нас в святые храмы и поставив у подножия Креста Господня, ещё и ещё раз напоминает, призывает нас задуматься обо всём этом. Чтобы мы в Православии находили утешение не только в виде душевных развлечений, связанных с внешней стороной церковной жизни, но и непосредственно в том, чтобы, учась исполнять заповеди Божии, открывать для себя всю глубину и красоту, весь свет и всю благостность, спасительность Православия!

Комментариев нет: