воскресенье, 7 января 2024 г.

7 января. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Здравствуйте, дорогие прихожане и онлайн-зрители! Сегодня, 7 января, – Неделя 31-я по Пятидесятнице, Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. От всего сердца поздравляем всех вас с великим праздником Рождества Христова! Пусть родившийся в Вифлееме Богомладенец Христос привнесет в наши сердца тепло Своего Божественного света, наполнив их нескончаемой радостью. Постараемся принести к яслям Спасителя, подобно мудрецам с востока, золото нашей любви и благоухание веры. Искренне желаем вам в эти поистине святые дни мира, благоденствия на многая и благая лета!

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавиана) в городе Вифлееме.

Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного места жительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, – родился Богочеловек, Спаситель мира.

«Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, повит Его и положи Его в яслех (см. Лк. 2, 7).

Но среди полночной тишины, когда все человечество было объято глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: Не бойтесь: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове (Лк. 2, 10–11), – и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака».

Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну (Мф. 2, 11).

В рождении Господнем Бог входит в мир, облекается в его ткань, в его плоть, в его материальное существо. Бог и мир теперь таинственно соединены. Можно почти что сказать, что мир уже вошел в Божественную вечность, а Бог приобрел временную и трагическую судьбу – и в этом мире Христос жил и проповедовал.

Многие сейчас забыли о Христе, многие отвернулись и восстали против Него. Однако все без исключения, верующие и неверующие, вот уже на протяжении 2023 лет поклоняются вифлеемским яслям Спасителя, каждый год переворачивая страницу календаря от Рождества Христова.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным.

Се благовествую вам, – сказал ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение... И вси слышавшии дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе... и возвратишася пастыри, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша (Лк. 2, 10–20).

Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

***





















Комментариев нет: