четверг, 18 января 2024 г.

18 января. Навечерие Крещения Господня (Крещенский сочельник)



Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня, 18 января, в нашей Православной Церкви – день навечерия Крещения Господня, или Крещенский сочельник.

В 2024 году 18 января выпадает на четверг, а не на субботу или воскресенье, поэтому утром в храмах совершается совмещенная служба, которая включает: Царские часы, Изобразительны, Великую вечерню с литургией свт Василия Великого, следом —  великое освящение воды.

Как совершаются Царские Часы, мы уже писали ранее в нашей статье, посвященной Сочельнику Рождества. Что такое Изобразительны?

Изобразительны — это служба, на которой звучат молитвы литургии, но само Таинство Евхаристии не совершается.

В древности Изобразительны совершали не только во время Великого Поста, но вообще в любые дни:

  • монахи, в течение всей седмицы, если в это время не было богослужения в церкви;
  • миряне, также по мере необходимости.

Впоследствии появилась практика совершения чина, если храм был закрыт, находился далеко, отсутствовал священник. Такая практика была, в частности, очень распространена на Урале, в Сибири, где церквей было мало, а пространства большие. Людям для того, чтобы попасть на службу, нужно было пройти или проехать часто не менее 3-5, а то и 10 верст. При невозможности добраться на помощь приходил этот чин.

Древний смысл Изобразительных был однозначным: так как до V в. миряне могли брать Тело Христово домой и причащаться без участия в литургии, Изобразительны и были тем самым чином, который был нужен для такого домашнего Причастия. То же касалось монахов-отшельников, причащавшихся в кельях запасными Дарами, которые они брали в храме в воскресный день.

Впоследствии практика «самопричащения» ушла (полностью она прекращается к IX в., когда прекратилось келейное Причастие иноков), но служба осталась, как напоминание о литургии.

Изобразительны в предпраздничные дни (как сегодня) включают:

- псалмы 102-й, 145-й;

- "Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий...";

- заповеди блаженства;

- Апостол и Евангелие (сегодня не читались, т.к. следом служили Литургию);

- прокимны дня и другие молитвы.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января; и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Навечерие означает преддверие церковного торжества; второе название – сочельник (или сочевник) – связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом – сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти все же необходимо. «Сице убо окормляеми Божиею благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается все, что вкушается сверх нужды, и пусть мерилом каждому здесь будет его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с XI–XII веков водоосвящение происходит два раза: и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры, «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и она требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.




















Комментариев нет: