воскресенье, 19 февраля 2023 г.

19 февраля - празднование чудотворной иконы Елецкой-Харьковской Божией Матери


Относительно обретения этого св. образа известно следующее. Когда преп. Антоний Печерский в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом, он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он искал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели, сияющею светлыми лучами, так что она казалась окруженною огнем.

Благодаря содействию черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери.

В 1238 году татарские полчища Батыя вторгнулись в пределы русских владений и разрушили как церковь, так и обитель, основанные прп.Антонием. Елецкая икона, однако, сохранилась во внутренности монастырской стены.

После этого там, где подвизался преп. Антоний, более двух столетий виднелись лишь одни развалины. Только в 1470 году благочестивый киевский князь Симеон Олельникович возобновил Елецкий монастырь. Св. икона опять была поставлена в храме. Однако в начале XVII столетия Елецкий монастырь постигла та же участь, что и в XIII веке: он вторично был разрушен полководцем польского короля Сигизмунда III Горностаем. В это тяжелое время чудотворный образ Елецкой иконы Божией Матери совершенно утратился, и дальнейшая история его совершенно неизвестна христианскому миру.

Впрочем, есть еще другое известие, по которому св. образ еще раньше, когда в 1579 году, в Баториеву войну, Чернигов перешел в руки польского короля, – взял в Москву князь Барятинский, потомок черниговского князя Святослава Ярославича.

Во второй половине 19 века святитель Филарет (Гумилевский) записал с чьих-то слов такую версию обретения этой иконы: «…в 1687 году окольничий, князь Даниил Барятинский… был в походе против Крыма, на возвратном пути из похода сделался болен в Харькове и находясь близ смерти, отдал бывшую с ним св. икону Пресвятой Богородицы в харьковский Успенский собор.

Этот образ Божией Матери прославился многочисленными чудесами. На нем имеется весьма древняя надпись, сделанная киноварью: «Образ Пресвятая Богородица Елецкая Черниговская», а в древнейшей описи Успенского собора, сделанной в 1724 году, значится: «Образ чудотворной Пресвятыя Богородицы Елецкой; риза серебряная, позолоченная, подана курченином Финогеном Безходарным, а подсвещник позолоченный полковником Григорием Кветкою». Таким образом, древность этой иконы вне всякого сомнения.…»

Из «Истории Харьковской епархии 1850-1988» Матвеенко Михаила Павловича

«В Харьковском кафедральном Успенс­ком соборе хранилась древняя святыня – явленная и чудотворная икона Елец­кой Божией Матери. Время ее явления относится к 1060 г. Икона явилась в Болдиных горах около Чернигова, во время правления князя Святослава Ярославича, внука князя Владимира.

При нашествии Батыя икона была сохранена в стене Болдина монастыря. Когда Чернигов перешел к полякам и монастырь был разорен, икону как родо­вое достояние в 1579 г. взял князь Барятинский.

В 1687 г. князь Даниил Барятинский, командовавший новгородскими пол­ками, был в походе на Крым. Возвращаясь из похода, он заболел в Харькове и, находясь при смерти, пожертвовал бывшую с ним Елецкую икону Божией Ма­тери в Покровский собор. После перевода кафедры в Успенский собор перенес­ли туда и икону. Каждую субботу в соборе совершалось всенощное бдение и чтение акафиста перед поздней литургией. В 1905 г. архиепископ Арсений уста­новил чтение акафиста викарием, епископом Сумским. Празднование иконы совершается 5 февраля. Архиепископ Антоний в 1915 г. составил службу в честь Елецкой иконы Божией Матери.»

Описание Елецкой иконы Божией Матери историком Д.И.Багалеем

«…Икона – как бы особый перевод явления купины – с явно выраженной символизацией, хотя здесь, конечно, отмечается собственно явление иконы на дереве. Богородица с продолговатым овалом лица (бледного цвета), в красном хитоне и мафории и сапожках, стоящих на круглом подножии; тип ее лица – очень напоминает тот, что в западных иконах. Богородица поддерживает обеими руками Христа-Младенца, одетого в красную одежду, благословляющего на обе стороны. Нимб у него и Богородицы красный. Вокруг Богородицы огненный ореол с пламенем по концам, сделанным рельефом на фоне иконы. Ореол этот помещен на дереве среди листьев, ниже видно ясно ствол дерева. Фон иконы темно-красный, в верхней части от времени перешедший в черный. Нижняя часть иконы плохо сохранилась. Однако ясно видны здания по обеим сторонам дерева. Справа – церковь – трехкупольная, с фасадом в два этажа; слева башня и дом. С левой стороны читается надпись, сделанная крупным шрифтом: «Образ Пресвятыя Богородица Елецкия Черниговско» Икона, как полагаем, южно-русского происхождения. Размеры ее: 59Х46 см., толщ. 2 см.»*

* Д.И.Багалей, Д.П.Миллер «История города Харькова за 250 лет его существования».

День Празднования

В свое время, Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев) архиепископ Харьковский и Ахтырский (период правления с 8 февраля 1903г. по 28 апреля 1914г.) установил ежегодное празднование чудотворной иконы Елецкой Божией Матери (6/19 февраля), которая находилась в Успенском соборе («Архипастыри Харьковской епархии (1799-1999)»).

Комментариев нет: