На вопрос ответил кандидат богословия, регент киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, протоиерей Димитрий Болгарский:
– А́нгелы (др.-греч. ἄγγελος [ангелос] — «вестник, посланец») — духовные, бесплотные духи, осознанно избравшие путь послушания и служения Богу, обладающие разумом, свободной волей, различными сверхъестественными возможностями для осуществления в мире Промысла Божия и сообщения людям воли Господа.
Согласно священномученику Дионисию Ареопагиту, существует следующая классификация ангельских чинов:
Серафимы — в переводе «пламенеющие», побуждающие к любви к Богу; Херувимы — «многое разумение», ниспосылающие от Бога просвещение; Престолы — проявляющие правосудие Божие; Власти — укрощающие бесовскую власть и отражающие искушения; Господства — ниспосылающие силу и мудрость к управлению земным властям; Силы — укрепляющие людей, дающие благодатную силу чудотворений угодникам Божиим; Начала управляют вселенной, законами природы; охраняют народы, страны; Архангелы являются проводниками откровения Божия; Ангелы приставлены для хранения каждого христианина.
Уже исходя из этого перечня, можно сделать вывод о том, что ангелы играют важнейшую роль в бытии мира и спасении человека. После грехопадения обычный человек не может видеть ангелов. Это один из Даров Святого Духа получаемый святыми за подвиг веры, чистоту души. Те, кто покаянием, молитвой восстановил в себе оскверненный страстями образ Божий, получают способность к созерцанию тайн горнего мира, открывают «умные очи сердца», в том числе и духовный слух — способность слышать, беседовать, общаться с ангелами. Об этом упоминается в величании преподобным: «Ублажаем тя, преподобне отче [имярек], и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
У простых людей такой возможности нет, так как шум окружающего мира, своего греховного «я», заглушил, атрофировал эту возможность.
В житии святителя Нектария Эгинского описан случай, как беседуя на прогулке со своей духовной дочерью, монахиней, он спросил ее: «Хотела бы ты увидеть своего Ангела Хранителя»? Инокиня со страхом и трепетом согласилась. На мгновение святитель приоткрыл ей тайну горнего мира, и она, увидев ее... потеряла сознание. Святитель Нектарий потом сожалел об этом, считая, что показал несвоевременно еще неокрепшему в вере уму то, что возможно видеть только достигшим духовной зрелости.
Однако и у многих глубоко верующих мирян, монахов, священнослужителей есть свой опыт духовного общения с ангельским миром.
От себя, своего священнического опыта могу с уверенностью утверждать, что присутствие ангелов в алтаре и вообще в храме за богослужением абсолютно предполагаемо, естественно и необходимо. Когда на Литургии совершается Малый вход, священник читает молитву: «Владыко Господи, Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангел и архангел, в служение Твоея Славы: сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость».
Если так молится Церковь, то конечно, вместе со священником, диаконом Малый вход совершают невидимо небесные силы. И я помню одну из первых своих литургий, когда, прочитав сердечно эту молитву, с такой очевидностью ощутил, что весь алтарь наполнен ангельским воинством. Тогда Господь на одно мгновение показал, что происходит за Литургией. На Малом входе со священником абсолютно реально, невидимо входит Небесное воинство!
На литургии Преждеосвященных даров поется песнопение, где напрямую об этом говорится: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственная, совершенная, ими сопровождается». И Трисвятое, и Херувимская, и Серафимская песнь «Свят, свят, свят» во время святого возношения — Анафоры Литургии, Малое и Великое ангельское славословие во время утреннего богослужения «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14) — все они свидетельствуют об ангелогласии. О том, что ангельский мир — это образ, модель для богослужебного чина, пения, жизни иноков. Здесь все несет на себе печать красоты, порядка, гармонии ангельского мира.
В средневековых трактатах часто, определяя духовную суть музыки, писалась такая фраза: «Музыка есть жизнь чисел». Числа это и есть ангельский мир чистых смыслов, который обретает свой образ, тонкое звуковое тело формы в музыке, пении, славословии.
Ангелы — наши ближайшие помощники, самые сердечные друзья, те, кто нас искренне любят, заботятся, оберегают. Поэтому мы обращаемся к ним в молитве, с просьбой о заступничестве, сохранении, наставничестве, путевождении.
Преподобный Евфимий Печерский был собеседником ангелов. Его жизнь была ангельской, поэтому он и общался с ангелами. Живя в послушании, смирении, самоотвержении, он усвоил себе божественный образ жизни, так что совершенно естественно, что его друзьями стали ангелы. Монахи, придя «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13), видят их чистым сердцем, не смущаясь, потому что духовные очи сердца их открыты.
Поэтому человек может общаться с ангелами, но при соблюдении ряда условий. Главное из которых — святость. Почему мы и смотрим на святых угодников Божьих как на светильники, как на яркие звезды, которые сияют на небосводе, составляя славу Церкви. Указывая нам духовный путь к совершенствованию, зовут к духовному подвигу, к ведению Бога через веру, покаяние, участие в церковных таинствах, и прежде всего через главную добродетель — смирение.
Задача каждого человека — богоуподобление, причастие Божескому естеству. По мере приближения к этой цели у человека появляются определенные духовные дары, один из которых — общение с ангелами.

Комментариев нет:
Отправить комментарий