воскресенье, 27 октября 2024 г.

Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Иверской иконы Божией Матери



Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня, 27 октября, – Неделя 18-я по Пятидесятнице. Православная Церковь совершает память святых отцов VII Вселенского Собора (787). Также сегодня совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

Божественную Литургию возглавил прот.Андрей Павлюк. По окончании Литургии состоялся молебен, на котором все присутствующие соборно помолились Божией Матери, святым отцам и прп.Сергию Радонежскому.

* * *

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на святые иконы, которое продолжалось при сыне его, Константине V Копрониме, и внуке. В 787 году против этой иконоборческой ереси царицей Ириной созван был Седьмой Вселенский Собор в городе Никее, на который явились 367 отцов.

Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни.

В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь – иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию – иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения. Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание – это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием, и то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через богослужение и икону Божественное Откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа.

Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения, и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому изо всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания были провозглашены Торжеством православия. А вера отцов семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа православия.

Прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодать откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

мчч. Назария, Гервасия, Протасия и Келсия (54–68);

прп. Параскевы-Петки Сербской (XI);

преподобного Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах (1143);

сщмч. Сильвана Газского, пресвитера (IV);

сщмч. Михаила Лекторского, пресвитера (1921);

исповедника Амвросия (Полянского), епископа Каменец-Подольского (1932);

сщмч. Петра Лебедева, пресвитера (1937);

прмч. Максимилиана (Марченко), игумена (1938);

совершается празднование в честь иконы Божией Матери Яхромской (XV).























Комментариев нет: