Слышали ли вы когда-нибудь звон маленького полевого колокольчика? А вот чтимый нашей Церковью епископ итальянского города Нола, что в провинции Кампанья, св. Павлин Милостивый, услышал и приказал местному мастеру отлить такой же из бронзы.
Было это, по преданию, на рубеже IV и V веков, но в церковной литературе колокол до сих пор называют "кампан", как и в современных испанском и итальянском языках. Никто не приписывает св. Павлину первенство в изобретении колокола как такового. Его огромная заслуга в том, что призывным пением именно бронзового колокольчика христиане начали сопровождать свои богослужения, публично обозначать существование своего храма. Колокольную же бронзу нам, людям, несомненно, подарил сам Господь. И становится ясным, почему древние металлурги Европы, Азии, Северной Африки и Южной Америки независимо друг от друга быстро научились изготавливать звенящие и поющие предметы из этого данного материала. Как в дохристианских, так и в наших богослужениях всегда существовала потребность отгонять стуком, шумом, звоном злых духов, впрочем, как и ладанным дымом из кадила. А рядом всегда жила потребность в красоте.
Впрочем, и на далеких от церковной жизни людей колокольный звон всегда производил глубокое впечатление великолепием своеобразной музыки.
Множество примеров органичной включенности звонов в повседневную жизнь человека, четкого понимания смысла звона, мы видим в художественной литературе XIX – начала XX вв. Но, зачастую, не понимая этого смысла, не обращаем внимания на такие примеры, чем обедняем свое восприятие произведения. Научиться же понимать язык колокольного звона достаточно несложно – если приложить некоторые усилия.
Комплекты колоколов формировались при каждом храме веками, и с приобретением нового колокола звон менялся, иногда – весьма ощутимо. Соответственно и «голос» каждого храма был особенным, без труда узнаваемым.
Чем больше было колоколов на колокольне или звоннице, тем богаче оказывался звон. И тем свободнее могли чувствовать себя звонари в части составления новых схем звонов, либо в импровизации на малых и средних колоколах. Но – тем более слаженным должен был быть ансамбль звонарей, тем более изощренные требовались система развески колоколов, дополнительное оборудование.
Многовековая практика использования колоколов в русской церкви сформировала четкую систему звонов.
Современная типология звонов следующая. Звоны разделяются на сигнальные и художественные. К первым относятся набат и благовест, ко вторым – перебор, перезвон и трезвон.
Набат – частый звон в один колокол – сообщает о каком-то происшествии. Благовест призывает прихожан к богослужению. При благовесте ударяют в один колокол. Различают также большой благовест – когда ударяют несколько раз в большой колокол, как при обычном благовесте, а затем поочередно в остальные.
Трезвон – это идущие подряд три удара нескольких колоколов. Он бывает великий, средний и красный. Пасхальный трезвон – красный – это тот звон, который длится весь день в Пасху.
Звонари, производя звоны, должны были руководствоваться каноном. Но, комбинируя разные виды звонов, они имели возможность создавать особые колокольные мелодии – чуть ли не концерты.
Все это разнообразие звонов, трезвонов и перезвонов, не выходящее из чисто ритмической формы, ясно определяет, куда была направлена творческая фантазия представителей звонарного искусства. Человек, слушая русский звон, получал удовольствие не от сыгранной по нотам мелодии или взятых аккордов, а собственно от звука.
Мастера добивались этого осознанно, что как нельзя лучше такой звук сочетался с нашей несимметричной древней архитектурой, с неприемлемым в Западной Европе построением древнеславянских знаменных распевов, которым привычные для нас сегодня октава, терция и квинта являются чуждыми. Когда колокольня звучит как надо, включается наша генетическая память, и диссонансы в звоне – как раз то, что «цепляет», ради чего и хочется слушать русскую колокольню! Это признают все иностранные специалисты, они понимают, что эта музыка пришла к нам из глубины веков, что это просто другая музыка! Сегодня, когда возрождаются традиции, строятся новые храмы, очень важно прислушаться к мнению специалистов в деле правильного обустройства храмовых звонниц. Это относится как к архитектуре звонниц, так и к подбору колоколов. Немаловажно и то, кто сегодня работает с колоколами в храмах. Подготовка специалистов – звонарей процесс длительный, сложный.
Колокол – живое духовное существо. А звонарь – всегда импровизатор. Если вложить в подвеску или язычок колокола небольшое усилие, где-то гаечку подвернуть, где-то что-то перевесить, то он всегда отзывается лучшим звуком, как бы чувствуя заботу о себе. Если вы ударите кулаком по внешней части колокола, то он промолчит, а если ласково ладошкой хлопнете, обязательно отзовётся вам своими обертонами.
В чем же заключается такая непостижимая еще людьми сила колокольного звучания? Возможно, в том, что в главный металл изготовления колокола – медь – добавляют золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь. Например, серебро используется для открытого и звонкого звука, для закрытого – сталь, для резкого – золото, платину используют для нежного звучания. Чугун придаёт звону тишину и спокойствие, а бронза – волнистую глухоту в виде крупных, рельефных волн.
Говорят, что звонари со временем глохнут. Это действительно может случиться, если нарушать писаные и неписаные правила. Благодаря научным исследованиям теперь известно, что нижняя часть колокола – так называемая юбка – должна находиться ниже уха звонаря. Именно так в старину и оборудовали колокольни. Есть и другие меры предосторожности. В монастырях шьют специальные головные уборы – скуфьи с «ушами». Но можно использовать и обычные беруши.
В любую погоду – в палящий зной и стужу поднимается звонарь на колокольню и на здоровье не жалуется. Плывет-летит над землей мелодичный благовест и лечит души людские.
Сегодня необходимо возвращение духовно-нравственных основ во все сферы жизни. Колокольные звоны – самобытные, неповторимые, трогательные, волнующие – все они восхитительны.
В наше время, когда все мы ищем нравственные основы жизни, обретение и уверенность в себе, важно помнить о Православных принципах и христианских традициях на Руси. Это чистые ключи, из которых мы утоляли свою духовную жажду сотни лет. И пусть льется звон колоколов в дни радости и печали, очищая наши души.
Все начиналось колокольным звоном, им и закончится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий