* * *
Преображение (греч. «метаморфосис») – «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий Евангельской истории, происшедшее незадолго до последней пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Матфей, Марк и Лука (Мф. 17, 1–13; Мк. 9, 2–13; Лк. 9, 28–36).
Через восемь дней после торжественного исповедания апостолом Петром своего Учителя Мессией (Христом), пишет евангелист Лука, Иисус, взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним – это были Моисей и Илия, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.
Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» Он и сам не знал, что говорил. И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели (см. Лк. 9, 28–36).
Евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: "Что значит встать из гроба?"» (см. Мк. 9, 9–10).
Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем; лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его вознесения, вплоть до Пятидесятницы. Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная воскресением.
При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей... состоится всякое дело» (см. Втор. 19, 15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении Им еврейского законодательства. Призывая Себе в свидетели Законодателя и грозного пророка Илию, Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.
На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле Фаворского света – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, последний держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.
В русской народной традиции Преображение Господне называется Яблочным Спасом, так как его справляют одновременно с поспеванием яблок. В православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная именно с этого дня, разрешается вкушать яблоки и фрукты, освящение которых совершается в конце праздничной литургии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий