пятница, 16 февраля 2018 г.

15 февраля
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.


Сегодняшний день Святая Церковь празднует Сретение Господня, принесение Господа Иисуса Христа во храм. В Евангелии от Луки говорится, вторая глава с двадцать второго стиха и ниже: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу». Очищение по закону Моисееву предполагало, что для младенца мужеского пола достаточно было сорок дней, для младенца женского пола — шестьдесят дней. Особенно строго решался вопрос, когда дело касалось первенца, то есть первого ребенка, который, по закону Божию, посвящался Богу. Это была древняя традиция, как первинки урожая, первинки бизнеса, дохода отделяли для Бога, то, что называется «решит», так и детей, первенцев посвящали Создателю на служение.
И Мария, и Иосиф на сороковой день приносят Младенца во храм, чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Если мы смотрим на икону Сретения, иногда на ней изображают, как в клетке приносят двух горлиц в жертву в Иерусалимский храм для очищения. И далее мы читаем: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем». В еврейском народе Симеон почитается до сих пор. Он называется Великий Симеон. или праведный Симеон. Его высказывания входят даже в разные части еврейского Талмуда. Настолько этот человек считался праведным, благочестивым, что еврейские дети до сих пор заучивают наизусть его высказывания, чтобы мудрость, которую имел Симеон, внести в свое сердце.
В христианской традиции Симеон был одним из переводчиков Библий с еврейского языка на греческий. То есть он жил более двухсот лет до Рождества Христова, уже жил и деятельно трудился. Тогда, по заказу известной александрийской библиотеки, фараон Птолемей потребовал от евреев, чтобы они перевели Священное Писание с еврейского на греческий. Евреи очень долго отказывались, но потом дали согласие. Фараон Птолемей не доверял евреям, что они переведут правильно, и он собрал семьдесят двух переводчиков, поэтому этот перевод называется «перевод семидесяти», или, по-гречески, Септуагинта, и сказал: каждый будет переводить отдельно от другого, а мы потом сравним. И каждого поместили в отдельную келию, как учит предание, чтобы каждый переводил, а потом греки ходили и смотрели, одинаково ли они переводят.
Так вот Симеон был один из переводчиков и христианское предание рассказывает, что когда он переводил книгу пророка Исаии, там были слова: «Се Дева во чреве примет и родит сына, и нарекут ему имя Эммануил». Когда Симеон прочитал в кожаном свитке этот еврейский текст, он подумал: «Наверное это описка. Если родит, то уже не дева. Как же сказано — се дева во чреве примет, если примет во чреве, уже не дева, и родит». И он взял нож, чтобы из кожаного свитка вырезать слово «алма», которое означает дева, но когда он хотел это сделать, чтобы заменить словом жена, по-еврейски «иша», вдруг в его келии появился белоснежный ангел, который остановил его руку с ножом и сказал: «Симеон праведный, ты будешь жить до тех пор, пока сам не увидишь деву, которая родит. Не повреждай текст пророка, ты увидишь сам своими глазами деву, которая родит». И Симеон жил очень долго. Он прожил более двухсот лет. Он каждый день приходил в Иерусалимский храм, потому что каждый день туда приносили детей и он всматривался в матерей этих детей, всматривался в младенцев, чтобы понять, когда же он увидит деву, которая родила.
Мы прочитали, что Дух Святой был на нем, то есть он мог распознать деву, которая родила с помощью Духа Святого, который был на нем. Кстати, очень интересная деталь: Дух Святой на нем, так как он ветхозаветный человек. Христиане отличаются от ветхозаветных людей тем, что Дух Святой не на нас, а в нас. Как апостол Павел пишет: любовь Божия излилася в сердца наши Духом Святым. Потому что еще не было дня пятидесятницы и все древние пророки, они имели Духа Святого, который почивал на них, но не был в них. Потому что, чтобы Духу войти в нас, надо совершить очищение нашего внутреннего мира, как сказано: «в лукавую душу не внидет премудрость Божия», а очищение совершилось только на Голгофе, когда Сын Божий пролил свою драгоценную кровь, и это стало основанием пятидесятницы, чтобы Дух Святой вошел в очищенные кровью Иисуса Христа сердца.
И мы читаем: Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. То есть ангел в Духе Святом засвидетельствовал ему, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня, Деву, которая родит и Младенца, рожденного от Пречистой. И он приходил в храм, старался каждый день по вдохновению приходить в храм. Сказано: «и пришел он по вдохновению в храм», то есть не потому, что это требовалось от него, не по какому-то обряду, а по вдохновению он ходил в храм ежедневно, благословляя и прославляя Бога. Очень важно, чтобы мы тоже всегда испытывали вдохновение отправится в храм, как псалмопевец Давид восклицает: «Возрадовалась душа моя о сказавших мне: пойдем в дом Господень».
К этому времени умерли все родственники Симеона праведного, умерли все его друзья, проходило поколение за поколением, и он чувствовал себя человеком древним, который пережил всех своих сверстников, и новое поколение с трудом различалось им, это была новая культура, новое поведение. Он состарился настолько, что он устал от своей долгой жизни, это мы увидим далее, он тяготился этими многими годами жизни, потому что был ими пресыщен. «И пришел он по вдохновению в храм, и, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд».., если обрезание совершалось на восьмой день, то принесение во храм на сороковой — законный обряд, это принести в жертву двух горлиц, или двух птенцов и внести младенца во храм, чтобы его благословили священники храма. И когда Младенца вносят в храм, Симеон взял его на руки, этот человек, над которым почивал Дух Святый, вдруг понял — вот Дева, которая родила, Пресвятая Мария, вот младенец непорочный, который родился от Девы, …«он взял Его на руки, благословил Бога и сказал [вот в этих словах мы видим трагизм человека, который устал от жизни]: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко»… Он это говорит, как будто Бог удерживал его, … ныне отпускаешь, то есть освобождаешь, то есть, он как бы говорит: я уже устал, я пресыщен своею жизнью, ничто меня уже здесь не удерживает, кроме вот этого счастья увидеть Богомладенца. …«Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Здесь мы видим, что Дух Святой открыл ему, что это не просто младенец, но это СПАСЕНИЕ, это СПАСИТЕЛЬ, …«видели очи мои спасение Твое».., то есть видели очи его Младенца Иисуса и в Нем он исповедует СПАСИТЕЛЯ. И, далее, ему открыто, что Христос пришел к просвещению язычников. Именно с Евангелия начинается проповедь язычникам, до Нового Завета проповедь слова Божия была только по отношению к еврейскому народу. Но Христос перед вознесением Своим скажет своим ученикам: «идите и проповедуйте всем народам, кто будет веровать и крестится — спасен будет». И это открыто Симеону, не скрыто от его зоркого духовного ока. И оканчивает он молитву словами, что Христос — слава народа Своего Израиля.
Святые отцы объясняют, что истинный Израиль, это те евреи, которые приняли Иисуса Христа как Сына Божия. Это прежде всего Дева Мария, это обручник Девы Марии праведный труженик Иосиф, это апостолы Иисуса Христа из числа двенадцати, потом из числа семидесяти, это Симеон Богоприимец, это праведная Анна, которая была пророчицей, тоже по вдохновению пришла в храм, чтобы возрадоваться о сретении Господа, которого внесли в его же собственный храм. Псалмопевец Давид говорит: «Если Ты, Господи, сойдешь на землю, горы растают пред Твоим лицом, как воск тает перед лицом огня». Когда Соломон молился на освящения Иерусалимского храма, он говорил: «Господи! Могу ли я создать Тебе дом, если небеса небес не вмещают Тебя». Но здесь происходит удивительное чудо: отроча младо Младенец Иисус, он же превечный Бог, вносится в Свой собственный храм. Господь, который вносится в храм, это то, что мы переживаем евхаристически. Когда мы видим, что выносят чашу со святым причастием Тела и Крови Иисуса Христа, это значит, что на евхаристическом каноне опять произошло Сретение и Господь сошел на хлеб и вино, и они стали истинным Телом и истинной Кровью Сына Божия, и мы со страхом Божиим и верою к сретению Господа приступаем и причащаемся Тела и Крови.
Сретение происходит тогда, когда человек впервые в жизни исповедуется, когда впервые в жизни он читает Святое Писание. Вот сейчас наступает Великий Пост. Пусть это будет встреча с Иисусом Христом, ибо цель поста — покаяние, молитва, благотворительность, чтобы нам войти в Светлую Пасху и радостно, литургически пережить Сретение с Господом, подготовившись во время Великого Поста.













Комментариев нет: