Сегодня, 21 августа, исполняется 9 лет со дня освящения нашего храма. В честь годовщины этого замечательного события настоятель храма Св. Софии протоиерей Андрей Павлюк, протоиерей Андрей Несвитайло и иерей Сергий Даниелов отслужили по окончании Литургии благодарственный молебен.
Слово по случаю освящения храма
(cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический)
«Наставниче, добро есть нам зде быти: и сотворим сени три: едину Тебе, и едину Моисеови, и едину Илии: не ведый, еже глаголаше» (Лк. 9:33)
В то самое время, как на Фаворе не велят воздвигать и единой сени трем, мы на сей горе уже воздвигли третию сень Единому! Не подходим ли мы потому троекратно под упрек, сделанный апостолу Христову? Если о нем сказано: «не ведый, еже глаголаше»: то о нас не скажут ли еще большего: не ведят, еже творят?
Чувствую я, что сия мысль не весьма приятна для боголюбивых воссоздателей храма сего: но я потому и останавливаюсь на ней, что она, как острый камень, лежит на пути нынешней их радости; для того именно и останавливаюсь, чтобы посредством благоговейного размышления устранить ее с пути, дабы кто-либо из идущих, то есть, желающих возрадоваться в нышешний день, не преткнулся о нее и не пал духом.
Если на Фаворе не одобрена ныне мысль Петрова – сотворить три сени, то надобно знать, почему не одобрена. Две из них предполагалось сотворить для Моисея и Илии, но какая нужда была в земных жилищах для небожителей, кои являлись на земле токмо на краткое время и тотчас должны были снова отойти в вечные и нерукотворенные обители Отца Небесного? Излишня была забота о сени на Фаворе и для Самого Учителя, ибо и Он возшел на сию гору не для обитания, а для временной токмо молитвы. Уже приближалось для Него время оставить не только Фавор, но и самую землю, и возвратиться на небо к Отцу, от Коего Он пришел для совершения дела нашего спасения.
С нами другое! Хотя и обитатели святой горы сей взошли на нее для того чтобы преобразиться на ней тем преображением ума и воли, коих требует от последователей Христовых святой апостол Павел, но вместе с сим они взошли на сию гору с тем обетом, чтобы, после сего преображения, не сходить уже с нее долу, не возвращаться в мир, а оставаться здесь до того часа, в который будут воззваны на Сион небесный. В ожидании сего вожделенного часа и зова, они должны каждый день и каждую ночь являться во храм пред лицо Божие для совершения молитв, и приятия пиши духовной. В продолжение летнего времени для сего служит главный храм, но среди бурь осенних и вьюг зимних, не только слабая старость, но и бодрая юность не в силах иногда выносить суровости воздуха в сем храме. Требовалась сень зимняя, которая, доставляя успокоение внешнему человеку, сим самым отклоняла бы препятствия для действий по человеку внутреннему. И вот, устроением сего храма восполнено недостававшее, восполнено так, что теперь, оставив все заботы о вещественном, остается токмо пещись о духовном, то есть, о спасении своих душ.
Значит, подумает кто-либо, мы поступили на своей горе лучше, нежели как верховный апостол поступил на Фаворе. Нет, возлюбленный собрат, довольно с нас и того, если мы поступили, как нам было нужно. На Фаворе, вероятно, и мы, даже с нынешним ведением тайн спасения, в то время не открытых вполне еще и апостолам, не удержались бы изрещи подобное тому, что сказано от полноты восторга святым Петром. Ибо кто не пожелал бы продлить для себя видения славы Фаворской в лице Христовом? Но апостол и в сем случае показывает самозабвение, его достойное. Мы, вероятно, позаботились бы устроить первее всего сени и жилища для самих себя, а потом для Моисея и Илии, а святой Петр совершенно забывает себя и заботится только о том, чтобы устроить на Фаворе кров и пристанище для Учителя и небожителей, с Ним теперь беседовавших.
Но зачем и для чего сравнения? Довольно сказать, что мы за воздвижение сей святой сени, хотя она и третья уже на сей горе, не подлежим упреку Фаворскому. И вот доказательство сна сие: преобразившийся ныне на Фаворе Господь не только не уклонился от этой новой сени нашей, как от Петровой на Фаворе; но избрал ее в обитель для Себя, и утвердил отныне среди ее видимый престол благодати своей. Посему здесь, в таинствах и богослужении церковном, будет происходить подобное тому, что было на Фаворе; будет, то есть, видеться божественная слава Спасителя, будет слышаться глас Отца, свидетельствующий о Сыне, будут являться Моисей и Илия с их пророчествами. Здесь будет даже более, нежели на Фаворе: а именно: вертеп с яслями, Иордан с крещением, Голгофа с крестом и воскресением, Елеон с возносящимся Господом, горница Сионская с огненными языками Духа. Все это, говорю, будет в нашей новой сени; потому что в богослужении нашем изображается и как бы повторяется вся земная жизнь Господа нашего.
Какое богатство назидания для душ верующих! Сколько новых уз, влекущих ко Христу! Сколько пищи для сердца, утешения в печали, ободрения на подвиги духовные!
Воздвигнемся же и мы верою, смирением, любовью, терпением, упованием. Начнем дружнее и прилежнее работать над воссозданием в самих нас той божественной скинии, для которой устрояются и все храмы на земле, которая, будучи раз воссоздана, не престанет существовать вечно. Вы знаете, о чем говорил некогда и апостол Петр, когда писал ученикам своим следующее: «К Немуже (Христу Спасителю) приходяще, камени живу, от человек убо уничижену от Бога же избрану честну И сами, яко камение живо, зиждетеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови» (1Пет. 2:4–5).
Видите, к чему мы все предназначены! Не ходить только в храмы, а и самим быть храмами; не приносить только в жертву что-либо малое или великое, а самим обратиться в жертву Господеви. Будем ли уклоняться сей чести потому токмо, что она велика и безмерна? Но Господь знает, к чему вести нас, и доведет, если токмо будем послушны гласу Его и верны обетам своим. Аминь.





Комментариев нет:
Отправить комментарий