Вся земная жизнь Спасителя, от Вифлеемских яслей и до славного Вознесения имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва — это центральное событие Искупления. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, — говорит ап. Петр, — дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Петр. 2, 24).
«Свет Христов просвещает всех!» Этот Свет сегодня льется с Креста, на котором распят наш Господь. И руки Его Любви, прибитые гвоздями человеческой ненависти, обнимают весь мир, всю Вселенную. «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34). Он — Создатель всего мира, но этим миром Он к злодеям причтен. И не нашлось ему другого места, как только на Кресте между двумя разбойниками. Апостол Павел говорит, что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5, 8). Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2, 8). И, казалось бы, что весь мир должен слышать молчаливое страдание Сына Божия на Голгофе. И в каждое сердце должна упасть капля Его жертвенной крови за мир. Ведь «Он изъязвлен был за грехи и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).
Но человек часто проходит мимо Христа! И мимо Креста! Его увлекает жизненный успех, поиск новых наслаждений, желание самоутверждения. Его чарует фантастическая скорость технического прогресса. Он пытается убежать от старости и болезней. Человек верит в свою праведность и безгрешность.... Он хочет занять место Бога!
Румынский старец о. Рафаил (Нойка) говорит, что ад — это отказ принять Бога. Бог есть Жизнь, и если мы не принимаем Его, мы не принимаем Жизнь. Человек живет без Бога и восклицает: «Ну и что из этого?» Он ненавидит, ворует, блудит, гневается, лжет, обманывает и удивляется: «Ну и что? Ну и что из этого?» И вот это «Ну и что?» — замечает о.Рафаил, — и есть ад!
«Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). Сколько раз мы слышали эти евангельские слова Спасителя. Но как непросто исполнить их на деле! А ведь, по существу, в них заключена вся тайна нашего спасения. Взять свой крест это значит принять всю боль, всю скорбь, все тесные обстоятельства, все испытания и искушения, которые посылаются нам для нашего спасения. «Крест есть воля, готовая на всякую скорбь», — говорит преподобный Исаак Сирин.
Сколько бы мы не готовились, боль всегда нас обжигает, но она не должна раздавить нас. Жизненный крест, украшенный ожерельем скорбей и страданий должен научить человека смиренному принятию воли Божией, а не заставить его роптать и бросаться камнями в Небо. А отвергнуться себя — это значит дать Богу главное место в нашем сердце. Не своей самости, самоутверждению, эгоизму, самонадеянности — а самому Богу.... И еще ближнему.
«Будьте святы, потому что Я — свят», — говорит Господь (1Пет. 1, 16). Человеческая жизнь предназначена только для одного — для встречи с Богом! Только ради этой таинственной встречи созданы мириады звезд. Только ради нее беспокойно стучит хрупкое живое человеческое сердце. А Церковь — это вдохновенное, светлое, глубокое радостное пространство встречи человеческой души с Богом.
«Свет Христов просвещает всех». И, если мы хотя бы немного просветимся этим Божественным, неотмирным Христовым светом, то может быть искорка этого света, этой любви упадет из нашего сердца в сердца людей, окружающих нас, но еще далеких от Бога. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего иже на Небесех» (Мф. 5, 16).
В мире, который становится похожим на тотальный лабиринт безысходности и скуки, в мире, где бомбы сыплются на головы стариков и детей, в мире, в котором человек сам по своей прихоти меняет себе пол, или сам решает, когда ему уйти из жизни, в мире, где любовь и взаимопонимание становятся огромным дефицитом, христиане должны быть людьми любви, людьми ответственности, людьми молитвы.
Хочет человек этого или не хочет, но посреди Вселенной стоит Крест Христов! И от него не спрятаться и от него не отвернуться. «Радуйся Кресте, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!» — восклицает святитель Софроний Иерусалимский. А у Креста всегда смиренно стоит Матерь Божия! Сегодня мы празднуем память Ее иконы Державныя. «Славь, Россия, — говорит праведный Иоанн Кронштадтский, — славь, каждый верный сын Церкви небесной Заступницу свою, Матерь Божию, за Матерние непрерывные милости Ее к России и к тебе. Только ее ходатайством Русь доселе цела, могущественна, славна!»
Крест — это всегда выбор. С Богом или без Него. Крест — это самое великое свидетельство Любви Бога к человечеству. Крест хранитель всея Вселенныя, Крест красота Церкви, Крест Царей держава, Крест верных утверждение, Крест ангелов слава и демонов язва!

Комментариев нет:
Отправить комментарий