Слово артос (по-гречески — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса идет с самого начала христианства. В сороковой
день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и
последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о
Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое
действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную
Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу,
они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и
полагали на это место хлеб.
Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник
Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение
того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом
жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый
венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или
изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее
церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю
Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и
после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях
этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о
Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери
вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря:
«Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя,
во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом
ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей
Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое
перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с
артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.
В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на
раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе
ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во
всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний,
тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно
молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять
хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от
него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся
благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и
Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и
Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение: