
В Великую Субботу Православная Церковь воспоминает
телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его в ад.
Синаксарь в Великую Субботу начинается стихами:
Всуе храниши гроб кустодие:
Не бо содержит рака саможивотия.
Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю
иудеев, Иосиф и Никодим положили Пречистое тело Господа в
новом каменном гробу в саду Иосифовом, находившемся
недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень.
При погребении Иисуса Христа находились Мария Магдалина и
Мария, мать Иакова и Иосиева.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос
предрекал о своем воскресении, но не веря этому предсказанию и
опасаясь, чтобы апостолы не похитили тела Иисуса Христа и не
сказали народу: воскрес из мертвых, – в Субботу выпросили у
Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб
запечатали (
Мф.27:57-66;
Ин.19:39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

«Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде
не был положен, чтобы Воскресение не могло быть приписано
кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по
близости этого места, легко могли прийти и быть зрителями
случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только
они, но и враги. То, что положены были печати на гробе и
приставлена стража из воинов, это, действительно, с их
стороны было свидетельством погребения, так как Христос
хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем
Воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются
доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его имело быть
подтверждаемо всем последующим временем; между тем, если бы
смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно
известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Все дни превосходит св. Четыредесятница, но больше
Четыредесятницы святая и Великая седмица (Страстная) и
больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота.
Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой
день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от
всех дел своих и освятил его, наименовав субботою, т.е. покоем:
так и в делании умного творения, совершив все (дело
искупления), и в шестой день – Пяток, паки воссоздавши
истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом
и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув
животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотью
снисходит во гроб, снисходит же и в ад (
1Пет.3:19-20)
с естественной и божественной душой, чрез смерть
отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому
Он принес и кровь Свою, сделавшуюся нашим избавлением. Но
душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых,
ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь
наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством,
соединившимся с плотью: но в то же время Он был и в раю с
разбойником, и, как прежде сказано, в аду с обнаженной своей
душой, преестественно же был как Бог неописанный,
неограниченный: «ничто же бо Божеству во гробе страждущу, яко
же ниже на кресте». Испытало Господне тело и тление, т.е.
разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и
совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа,
погребает в новом гробу и в вертограде, над входом гроба
полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и
изумляется, ощутив могущественнейшую силу; и в скором
времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, –
твердейший и краеугольный камень, – и тех, которых заключал во
чреве своем, как снедь и наслаждение для себя. «Разрешения в
стихии, из которых составлено, и исчезновения не потерпело
тело Господа», – говорит святой Иоанн Дамаскин.



Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение: