
По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса
Христа, и по исполнении дней законного очищения, Пречистая и
Преблагословенная Дева Матерь, вместе со святым Иосифом обрученником,
пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного
младенца Христа для исполнения закона Моисеева. По сему закону нужно
было, во-первых, по рождении очиститься чрез принесение Богу подобающей
жертвы и чрез иерейскую молитву, – и, во-вторых, нужно было поставить
пред Господом первородного младенца и сделать выкуп за него
установленною ценою (
Лев.12:7). Так было повелено Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения матери пишется так:
«Если
женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет
семь дней; в восьмый же день обрежется у него краиняя плоть его: и
тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему
священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока
не исполнятся дни очищения ее. По окончании дней очищения своего, она
должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или
горлицу в жертву за грех. Если же она не в состоянии принести агнца, то
пусть возьмёт двух горлиц или двух молодых голубей, одного во
всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она
будет чиста» (
Лев.12:7-8,
12:2-4).

А о посвящении Богу первенцев мужеского пола в законе так говорится:
«Освяти Мне каждого первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающого ложесна» (
Исх.13:2). И в другой раз:
«Отдавай Мне первенца из сынов твоих» (
Исх.22:29). Это требовалось за то великое благодеяние Божие в Египте, когда Господь, избивая Египетских первенцев, пощадил Израильских (
Исх.11:5-7).
Посему израильтяне приносили своих перворожденных младенцев в храм,
посвящая их Богу, как должную дань, установленную законом. И опять
выкупали их у Бога себе установленною ценою, которая называлась
«выкупным серебромъ», и отдавалась служащим при храме Господнем левитам,
как о сем написано в четвертой книге Моисея (
Чис.3:49-51).
Установленная же цена выкупа состояла из пяти священных сиклей
церковного веса, а каждый священный сикль имел в себе двадцать пенязей.
Исполняя сей закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с
Законодателем. Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения, как
нескверная, неблазная, нетленная, пречистая. Ибо Та, Которая зачала без
мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической
чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному
закону: ибо родившую Источник чистоты, как могла коснуться нечистота?
Христос родился от Нее, как плод от древа; и как древо, по рождении
своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по рождении
Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и
неоскверненною. Христос произошел от Нее, как луч солнечный проходит
сквозь стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл
солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще более освещает. Не
повредил девства Матери Своей и Солнце Правды – Христос.

И дверь
естественного рождения, чистотою запечатленную и девством охраняемую, не
осквернил обычными для женщин кровотечениями, но, пройдя
сверхъестественно, еще более усугубил ее чистоту, освятив ее своим
происхождением, и просветив Божественным светом благодати. Совершенно не
нужно было никакого очищения для Родившей без истления Бога-Слова. Но
дабы не нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно
чистая и не имущая никакого порока. Вместе с сим исполненная смирения,
Она не гордилась Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая,
встать вместе с нечистыми женами пред дверьми храма Господня, – и
требовать очищения, не гнушаясь нечистыми и грешными. Принесла и жертву,
но не как богатые, приносившие непорочного однолетнего агнца, а как
бедные, приносившие двух горлиц, или двух птенцов голубиных, во всём
проявляя смирение и любовь к нищете, и избегая гордыни богатых. Ибо из
золота, принесенного волхвами (
Мф.2:11),
Она взяла немного, и то раздала нищим и убогим, удержав для Себя только
самое необходимое на дорогу в Египет. Купив упомянутых двух птиц, Она
принесла их, по закону, для жертвы, а вместе с ними принесла и Своего
первородного Младенца.
«Принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа» (
Лк.2:22)
– говорит Евангелист Лука, т. е. возвратить Божие Богу, ибо в законе
Господнем написано, что всякий младенец мужеского пола, разверзающий
ложесна, должен быть посвящен Господу (
Исх.13:2).
Держа на руках Своих Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила
колена пред Господом и с глубоким благоговением, как драгоценный дар,
возносила и предавала Младенца Богу, говоря:

– Се, Сын Твой, Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от
меня для спасения рода человеческого! Ты Его родил прежде веков без
Матери, а я по Твоему благоволению, по исполнении лет, родила Его без
мужа; вот плод чрева моего перворожденный, Духом Святым во мне зачатый, и
неизреченно, как Ты Один ведаешь, от меня происшедший: Он Первенец мой,
ранее же всего Твой, Тебе соприсносущный и собезначальный, первенец
Тебе Одному подобающий, ибо Он есть от Тебя сошедший, не отступив от
Твоего Божества. Приими Первенца, с Которым Ты веки сотворил (
Евр.1:2),
и с Которым вместе свету возсиять повелел: приими воплотившееся от меня
Твое Слово, Которым Ты утвердил небо, основал землю, собрал в
соединение воды: приими от меня Твоего Сына, Которого приношу Тебе на
сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как Тебе угодно, и да
искупишь род человеческий Его плотию и кровию, принятою от Меня.

Произнеся сии слова, Она отдала Свое драгоценное Чадо в руки
архиерею, как наместнику Божию, как бы отдавая Его Самому Богу. После
сего Она выкупила Его, как требовал закон, установленною ценою, – пятью
священными сиклями, число которых как бы предзнаменовало пять священных
язв на теле Христа, принятых Им на кресте, которыми весь мир был
искуплен от клятвы законной и от работы вражией.
В то самое время, когда Матерь Божия принесла младенца Иисуса для
исполнения над Ним предписанного законом обычая, в храм пришел,
руководимый Духом Святым, старец Симеон, человек праведный и
благочестивый, ожидавший утехи Израилевой, имевшей наступить с
пришествием Мессии.
Он знал, что ожидаемый Мессия уже приближается, ибо скипетр перешёл от
Иуды к Ироду, и исполнялось пророчество праотца патриарха Иакова,
предрекшего, что не оскудеет князь от Иуды, пока не приидет ожидание
народов, Христос Господь (
Быт.49:10).
Точно также окончились и Данииловы седмины числом семьдесят, после
чего, по пророчеству, должно быть пришествие Мессии. Вместе с тем и
самому святому Симеону Духом Святым было обещано не видеть смерти,
прежде чем он не увидит Христа Господня. Симеон, посмотрев на Пречистую
Деву и на Младенца, бывшего на Ее руках, увидел благодать Божию,
окружающую Матерь с Младенцем, и, уведав от Святого Духа, что Сей есть
ожидаемый Мессия, поспешно подошёл и, приняв Его с неизреченною радостию
и благоговейным страхом, воздавал Богу великое благодарение. Он,
убеленный сединами, как лебедь перед своею кончиною, воспел пророческую
песнь: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с
миром».

«Не имел я, – как бы так говорил он, – мира в мыслях своих, все дни
ожидая Тебя, и все дни пребывал в печали, пока Ты приидешь: ныне же,
увидев Тебя, я получил Дар, и, освободившись от печали, отхожу отсюда с
радостною вестью к моим отцам: возвещу о Твоем пришествии в мир праотцу
Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаии и прочим святым отцам и
пророкам, неизреченную радость принесу я им, пребывающим доселе в
печали; к ним и отпусти меня, дабы, оставив печаль, они возвеселились о
Тебе – Избавителе своем. Отпусти меня раба Твоего, после многолетних
трудов, успокоиться на лоне Авраамовом: очи мои уже видели Спасение
Твое, уготованное для всех людей, очи мои видели Свет, уготованный для
рассеяния тьмы, для просвещения народов, для откровения им неведомых
Божественных Таин, – Свет, воссиявший для прославления людей Твоих
Израиля, Который Ты обещал чрез пророка Исаию, сказав:
«Дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (
Ис.46:2).

Иосиф и Пречистая Дева, слыша всё сказанное Симеоном о Младенце,
удивлялись; притом они видели, что Симеон говорит к Младенцу, не как к
младенцу, но как к «Ветхому днями»,
и молясь обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу, имеющему
власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить старца к иной жизни,
или удержать в настоящей. Симеон обратился с благословением и к ним,
восхваляя и величая пренепорочную Матерь, родившую в мир Бога и
человека, и ублажая мнимого отца святого Иосифа, сподобившегося быть
служителем такому таинству. Потом, обратившись к Марии, Матери Его, а не
к Иосифу – ибо он прозревал в Ней очами своими безмужную Матерь, –
Симеон произнес:
– Сей послужит на падение и возстание многим во Израиле: на падение
тем, которые не пожелают веровать словам Его, на возстание же тем,
которые с любовью примут святую проповедь Его, – на падение книжникам и
фарисеям, ослеплённым злобою, на возстание простым рыбарям и людям
немудрым. Он изберет не мудрых, мудрых же века сего посрамит, – на
падение ветхозаветного иудейского соборища, и на возстание благодатной
Церкви Божией. Сей послужит знаменем для пререканий,
ибо великий раздор произойдет в людях из-за Него: одни назовут Его
благим, другие же скажут, что он обманывает людей; и положат Его, – по
слову пророка Иеремии,
«как бы целью для стрел» (
Плч.3:12);
повесив на крестном древе, уязвив как стрелами, гвоздями и копьем. В то
время, безмужная Матерь, – продолжал старец, – душу Твою пройдет оружие
печали и сердечной боли, когда увидишь пригвожденным ко кресту Сына
Своего, когда Ты с великою болью в сердце и рыданиями будешь провожать
из мира сего Того, Кого в мир Ты родила без болезни.

Здесь же в храме была и Анна пророчица, дочь Фануилова, из колена
Ассирова. Она была вдова, уже сильно состаревшаяся, – ей было
восемьдесят четыре года; – она семь лет только прожила со своим мужем и,
овдовев, проводила Богоугодную жизнь, не отходя от храма, но в посте и
молитве служа Богу день и ночь. Придя в тот час в храм, Анна много
пророчествовала о принесенном в храм Господень Младенце, ко всем
ожидавшим избавления в Иерусалиме.
Слыша и видя всё сие, книжники и фарисеи распалялись в сердцах своих, и
негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства об Отроке. Они не
умолчали, но обо всём случившемся и сказанном в храме известили Ирода
царя.
Тотчас он послал воинов с приказанием отыскать Божественного Младенца
Христа-Господа и убить Его; но они не нашли уже Его: по повелению,
данному Иосифу во сне, Он обретался в Египте. Святой Иосиф с Пречистою
Богородицею, исполнив в храме всё требуемое законом, не возвращались в
Вифлеем, а пошли в Галилею, в свой город Назарет, а оттуда быстро скрылись в Египет (
Мф.2:13-14). Отрок же возрастал, и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия пребывала на Нем (
Мф.2:40).

Празднование Сретения Господня установлено в царствование Юстиниана, ранее же, хотя Сретение Господне и воспоминалось в Церкви,
но торжественно не праздновалось. Благочестивый же царь Юстиниан
установил праздновать сей праздник, как Господский и Богородичный,
наряду с другими великими праздниками. Побуждением к установлению сего
праздника были особенные обстоятельства. В царствование Юстиниана в
Византии и окрестностях ея, в течение трех месяцев, начиная с последних
чисел октября месяца, был сильный мор, так что сначала умирало по пяти
тысяч человек в день, а потом по десяти тысяч; тела даже богатых и
высокопоставленных людей оставались без погребения, ибо слуги и рабы все
вымерли и не кому было погребать самих господ. А в Антиохии
к моровой язве, за грехи людей, присоединилась и другая казнь Божия –
страшное землетрясение, от которого попадали все большие дома и высокия
здания и храмы, и погибло много народа под их стенами; в числе погибших
был Евфрасий,
епископ Антиохийский, задавленный до смерти при падении храма. В это
страшное и погибельное время одному благочестивому человеку было
откровение, чтобы установлено было торжественное празднование Сретению
Господню, как и прочим Господским и Богородичным великим праздникам. И
вот, при наступлении дня Сретения Господня, февраля второго числа, когда
начали праздновать со всенощным бдением и исхождением с крестами,
смертоносная язва, мор и землетрясение тотчас прекратились, по
милосердию Божию и по молитвам Пречистой Богородицы. Ей с родившимся от
Нее Христом Богом да будет честь, слава, поклонение и благодарение во
веки. Аминь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение: