понедельник, 5 марта 2018 г.

Чин Пассии в храме Софии Премудрости Божией
С приходом Великого Поста богослужебный  Устав предлагает верующим людям большое разнообразие особенных молитв и чинопоследований, помогающих настроиться на покаянный лад и достойно пройти постное поприще. Все эти произведения церковного гимнотворчества, молитвословия и особые богослужебные последования в основном древнего происхождения и с давних пор укоренены в богослужебной практике. Однако есть среди них богослужение, которое является довольно поздним по происхождению и не находит отражения в Уставе. Это богослужение называется Пассией — от латинского слова passio, что в переводе на русский язык означает «страдание», а на славянский язык переводится как «страсть». 
Появление этого чина связывают с католическим влиянием на православное богослужение. Именно на Западе в XVI-XVII вв. впервые появляются чинопоследования с подобным названием. Позднее это нововведение подхватили протестанты. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти. 
Западная традиция исполнения Пассии была скорее похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из четырех Евангелий. Чтение перемежалось музыкой и пением. 
В Русской Церкви это богослужение начинает распространяться от юго-западных рубежей Малороссии. Составителем чина стал митрополит Киевский Петр (Могила) (1596 – 1647 гг.). В православном варианте Пассия также представляла собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью. Позже в чинопоследование был включен акафист  Страстям Господним. Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. Пассия широко распространилась  и на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.
Чинопоследование  Пассии
Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной святителю Григорию Паламе. По установившемуся  обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. В течение поста Пассия совершается четыре раза, по числу евангельских отрывков:
первый − 26 и 27 главы от Матфея, второй — 14 и 15 от Марка, третий − 22 и 23 от Луки, четвертый - 18 и 19 от Иоанна. 
Традиционно Пассия совершается на середине храма перед Распятием. При пении стихиры Великой Пятницы: «Тебе одеющегося светом…» духовенство выходит из алтаря на центр храма, там же на аналое полагается Евангелие. После каждения всего храма, диакон возглашает прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий...»
По прочтении евангельского отрывка, произносится проповедь. При поклонении Кресту мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы: стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; антифон – «Днесь висит на древе…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.
Для православного христианина, главным и первостепенным значением в этом богослужении являются слова и содержание богослужебных текстов, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту. 




Комментариев нет: