суббота, 13 января 2018 г.

14 января Обрезание Господне. Свт. Василия Великого.



14 января Святая Православная Церковь светло празднует несколько значительных событий своей истории. Прежде всего, это великое по своему значению событие из жизни Христа Спасителя — Обрезание по плоти Господа нашего Иисуса Христа, а также память святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской в день его преставления († 394).
Отданием праздника Рождества Христова завершились Рождественские праздники, но продолжаются святочные дни. Их молитвенный контекст в этот период — это подготовка к празднику Крещения Господня, праздника, в котором вся полнота Святой Троицы просияла на Иордане.
«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12)
В день же сегодняшний Святой Православной Церковью воспоминается 8-дневный Христос Спаситель. В этот день Он принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. Это праздник таинственный, поскольку в этот день младенцу нарекали имя. И в этот день Божественный Младенец Девы Марии, родившийся от Её кровей и от Духа Святого, получил имя «Иисус» — имя, наречённое Богомладенцу ранее и возвещённое архангелом Гавриилом во время своего благовещения Деве Марии.
Имя «Иисус» — пророческое, и смысл его с древнееврейского — «Господь спасает». Праздник Обрезания — праздник имени Господа нашего Иисуса Христа, величие силы Господней в торжестве Его святого имени. По словам апостола Петра, нет другого имени, коим можно было бы спастись, кроме имени Иисуса Христа. Это для нас самое главное имя, самое святое имя, самое сильное и самое спасающее имя, — только этим именем верующим дано спасение, только им даётся благословение и разрешаются грехи, сладчайшее имя Христово, словно воду жизни, призывает в молитве истерзанная грехом душа. Только это великое имя спасительно для рода человеческого, и потому день его наречения, день Обрезания Господня для нас — великий и таинственный праздник.
«Сходяй Спас к роду человеческому прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, Безначальный по Отцу…»
Первые свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. В утверждении празднования этого события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа его учредители стремились достичь двух важных на тот момент целей. Прежде всего, необходимо было показать иудеям, не уверовавшим во Иисуса Христа, что Он пришёл не разрушить Закон, но исполнить, и что все пророчества о Нём в Писании всецело исполнились. Приняв обрезание по закону, Господь, Творец закона, явил пример того, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. И, разумеется, праздник этот был против некоторых еретиков (докетов), не верующих в человеческую природу Христа и утверждавших, что Он только Бог, а человеческая плоть у Него была иллюзорной, ненастоящей. Из этого ложного учения выходило, что Христос не мог страдать, раз плоть была призрачной, и поэтому, по их еретическим убеждениям, все страдания Христа на кресте тоже были призрачными, ненастоящими. Но конечно этот праздник утверждает и убеждает нас в том, что Иисус Христос был истинным Богом и истинным Человеком: Господь и принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был не только истинным Богом, но также истинным Человеком.
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11 — 12).
«Бог послал Сына Своего, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал.4:5)
Вот что говорит нам об этом событии в жизни Христа Спасителя святитель Димитрий Ростовский в своём «Слове на Обрезание Христово» (святитель Димитрий Ростовский, «Жития святых» за январь):
«Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны Он принял его для того, чтобы исполнить закон: «не нарушить закон пришел Я, — сказал Он, — но исполнить» (Мф.5:17); ибо Он повиновался закону, дабы освободить от него тех, кто пребывал в рабском подчинении ему, как говорит апостол: «Бог послал Сына Своего, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал.4:5). С другой стороны, Он воспринял обрезание для того, чтобы показать, что Он принял действительно плоть человеческую, и чтобы заградились еретические уста, говорящие, что Христос не принял на Себя истинной плоти человеческой, но родился только призрачно (еретики, называвшиеся докетами, учили, что Бог не мог воспринять на Себя немощной плоти человеческой, и что людям только казалось, будто Христос страдал и умер). Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. … Но, кроме того, Он принял плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание(т.е. крещение, которое, как ниже сказано, удаляет из человека греховные страсти); ибо, закончивши ветхий, касавшийся плоти (Ветхий Завет по преимуществу содержал в себе постановления, касавшиеся внешнего благоповедения человека), закон, Он положил начало новому, духовному. И как ветхозаветный плотской человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения. Обрезан же был Он на восьмой день потому, что предизображал нам кровью Своею грядущую жизнь, которая обыкновенно учителями Церкви называется восьмым днем или веком.
…Подобает также знать, что обрезание в Ветхом Завете было установлено во образ крещения и очищения прародительского греха, хотя тот грех и не очищался совершенно обрезанием, чего и не могло быть до тех пор, пока Христос добровольно не пролил за нас в страданиях Своей пречистой крови. Обрезание было только прообразом истинного очищения, а не самым истинным очищением, которое совершил Господь наш, взяв грех от среды и пригвоздив его на крест (Кол. 2:14. Грех от среды, т.е. грех стоял как препятствие, перегородка, отгораживая человека от Бога. Но потом грех был пригвожден ко кресту, т.е. лишился всякой силы и не мог уже препятствовать человеку войти в общение с Богом), а вместо ветхозаветного обрезания установив новое благодатное крещение водою и Духом. Обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит Давид, и в грехе родила его мать его (Пс.50:7), отчего и язва оставалась на отроческом теле. Господь же наш был безгрешен; ибо хотя Он и по всему уподобился нам, но не имел на Себе греха. Подобно тому, как медный змий, сооруженный в пустыне Моисеем, был по виду подобен змию, но не имел в себе змеиного яда (Числ.21:9), так и Христос был истинный человек, но непричастный человеческому греху, и родился, сверхъестественным образом, от чистой и безмужней Матери. Ему, как безгрешному и Самому бывшему Законодателем, не нужно бы и претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять на Себя грехи всего мира и Бог, как говорит апостол, не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2Кор.5:21), то Он, будучи без греха, претерпевает обрезание, как бы грешник. И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп.2:7); в обрезании же Он принял на Себя образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех.
…Итак, облобызаем тебя с любовью, о сладчайшее Иисусово имя! Мы поклоняемся с усердием пресвятому Твоему имени, о пресладкий и всещедрый Иисусе! Мы хвалим Твое высочайшее имя, Иисусе Спасе, припадаем к пролитой при обрезании крови Твоей, незлобивый Младенец и совершенный Господь! Мы умоляем при сем Твою преизобильную благость, ради того Твоего пресвятого имени и ради Твоей драгоценнейшей изливаемой за нас крови, и еще ради Пренепорочной Твоей Матери, нетленно Тебя родившей, — излей на нас богатую Твою милость! Услади, Иисусе, сердце наше Самим Тобою! Защити и огради нас, Иисусе, всюду Твоим именем! Означай и запечатлевай нас, рабов Твоих, Иисусе, тем именем, дабы мы могли быть приняты в Твое будущее Царствие, и там вместе с ангелами славить и воспевать, Иисусе, пречестное и великолепное имя Твое во веки. Аминь».
«Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою…» — день памяти святителя Василия Великого
Следующее событие, торжествуемое Церковью в этот январский день — праздник святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, вселенского учителя, великого столпа Церкви. Сегодня молитвенно воспоминается день его блаженной кончины († 394).
Святитель Василий Великий — особенный святой, он был человеком энциклопедического склада ума и личности. Глубочайший философ, прекрасный филолог, искусный оратор, юрист, естествовед, археолог, имевший глубокие познания в астрономии, истории, математике и медицине. Поистине «его душа была полна знаниями, как гружёный корабль», как говорили о нём его современники, святые отцы Церкви.
«Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое…» (из тропаря святого)
Один из самых замечательных и ярчайших богословов своего времени, святитель Василий Великий много потрудился над распространением истинной веры, над чистотой христианского учения. Трудно переоценить его влияние на судьбы Церкви: ещё при жизни святителя оно распространилось далеко за пределы его родины, ощутимо благотворное влияние святителя и в наши дни. Благодаря этому духовному писателю, его таланту богослова духовная сокровищница Церкви пополнилась множеством бесценного бисера его святительских трудов. Так, перу святителя Василия Великого принадлежат толкования Священного Писания, трактат о Святом Духе, послания, проповеди и правила монашеской жизни, также им написаны многочисленные молитвы. Святитель Василий Великий сделал очень много для установления чина литургии, которая служится 10 раз в году в самых особенных, торжественных случаях и названа в честь своего составителя. Святая Церковь почитает его как борца за чистоту христианской веры, великого святителя и богослова, нарекая его именем «вселенского учителя». Помимо него, только двум другим святым дана столь великая честь — святителям Иоанну Златоусту и Григорию Богослову.
Святитель Василий Великий для всех христиан должен стать примером и образцом, как монашествующим, так и мирянам. Особенно близким святой Василий непременно станет тем из нас, кто имеет любовь к знаниям и стремится к святости, для всех, кто ищет союза святости и мудрости.
«Василие премудре, предстояй Троице,
молися получити в День суда нам, поющим тя и чтущим память твою,
благодать, милость и очищение прегрешений,
яко да усты прославляем и сердцем Единаго Человеколюбца»


(из службы святителю Василию Великому)

Комментариев нет: