четверг, 19 января 2012 г.

О Крещенской и Святой воде




Агиасма! Это звучное и таинственное слово вошло в славянский литургический язык из греческого. Здесь agiasma (буквально "святыня") употребляется в широком значении; в церковнославянском языке агиасма (с ударением на третьем слоге) обозначает святую воду. "Агиасма еже есть освященая вода" (Дубенский сборник, XVI в.). Но что же такое "святая вода"?

Что такое "святая вода"?
Согласно христианскому вероучению – это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая особые освящающие ("благодатные") и исцеляющие свойства после совершения над ней особого богослужебного действа, именуемого водоосвящением. Народ часто называет его "водосвятием"; в древнерусском языке встречается термин "водокрещение".
Христианство приняло символику очистительной воды, получившей особое значение в связи с установлением самим Иисусом Христом Таинства Крещения (Мф 28:19). У православных христиан особым почитанием пользуется т. н. богоявленская, или крещенская святая вода. Именно эта вода и называется "агиасмой" или даже "великой агиасмой". В то же время встречается и выражение "малая агиасма". В чем же различие?

Водоосвящение "великое" и "малое"
Дело в том, что Православная Церковь различает два вида водоосвящения – "великое" и "малое". Великое водоосвящение непосредственно связано с праздником Богоявления (Крещения Господня), отсюда его другое название – богоявленское, или крещенское водоосвящение. В настоящее время освящение крещенской воды совершается дважды – накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после Литургии. Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившуюся в традицию воспоминания крещения Иисуса Христа. Вторая традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя.
Вода, остающаяся после таинства крещения ("крестильная вода"), также именуется "великой агиасмой"; ее, разумеется, не пьют, но с благоговением выливают в "место непопираемое" (Номоканон при Большом Требнике).
В XV-XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, "егда несть леть (не дозволено) причаститися животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови", совершавшийся "по совету духовного настоятеля". Но и сейчас великая агиасма, одна из главных литургических святынь Православной Церкви, употребляется в случае канонических или иных препятствий к причащению Святых Таин. В этом случае Требник предписывает вкушать агиасму натощак, вместе с антидором.
В то же время Церковный устав строго предупреждает тех, кто невольно приравнивает агиасму к Святым Тайнам, соблюдая перед ее вкушением литургический пост и отказываясь пить воду в случае принятия пищи. "Известно же буди всем о святей воде. Яко неции суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради – не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже (для того) во всяких местах – и скаредных и всюду – кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея!? Но да увеси (познай), яко не вкушения ради ястия (не от принятия пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду" (Типикон. СПб., 1992. Ч. 1. С. 391-392).
О чудесных свойствах богоявленской воды говорит свт. Иоанн Златоуст (†407): "В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год <...>. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но <...> целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников"                   (О Крещении Христа).
Малое водоосвящение совершается 1/14 августа, в день Преполовения Пятидесятницы, в дни храмовых праздников, а также в другое время по желанию верующих или официальным поводам – в храмах, домах, на городских и сельских площадях, в полях. Ему обычно предшествует молебен. Символически это водоосвящение связано с иерусалимской купелью Бетзата (Вифезда) ("Дом милосердия") у Овчих ворот, в которой ангел "возмущал" воду, придавая ей тем самым исцеляющую силу (Ин 5:1-9), а также с чудом, совершенным Иисусом Христом у Силоамского источника (Ин 9:1-11). Малая агиасма также обладает благодатными свойствами и применяется в священных церемониях: при окроплении зданий, полей, стад скота и др. Она тоже раздается верующим для употребления дома (обычно утром натощак, часто вместе с просфорой).
Определенной разновидностью агиасмы может считаться "родостома", "родостама", "родостамна" (греч. rodostagma – 'розовая вода') – вода с добавками ароматических веществ, употребляемая в смеси с красным вином при освящении антиминсов и престолов. Она символизирует благовонное миро, которым Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса Христа (Ин 12:3), а Его тайные ученики – все тело Учителя при погребении (Ин 19:39-40).

Рубан Ю. И.
канд. ист. наук, канд. Богословия

Естественно, братия и сестры, что и отношение к этой святыне должно быть соответствующим – такую воду необходимо содержать в чистом сосуде, в месте где нет ничего скверного, принимать ее с должным благоговением и благодарностью освятившему ее Творцу.

Комментариев нет: